Новое в требованиях по обязательной маркировки товаров. Вода, табак, пиво.

25.10.2022

К 2024 году российские власти планируют ввести в стране систему сплошной маркировки товаров, цель которой — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. Обязательная маркировка в национальной системе «Честный знак» уже действует для целого ряда товаров: кроме упакованной воды в список входят меховые изделия, лекарства, обувь, табачная продукция, фотоаппараты, автопокрышки, отдельные товары легкой промышленности и молочная продукция.

Производители товаров, подлежащих маркировке, неоднократно предупреждали о подорожании продукции, в связи с этим требованием. Товары маркируются двумерным кодом Data Matrix, стоимость одного кода для компаний составляет 50 коп. Маркировка дает возможность контролировать путь продукции от завода-изготовителя до точки продаж, а покупатели могут проверить подлинность товара через бесплатное мобильное приложение «Честный знак».

Вода

В России с 1 марта следующего года введут обязательную маркировку для упаковок с водой для детского питания, сообщила директор департамента цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерина Приезжева, передают «Известия».

«Сейчас такая вода исключена из маркировки, и недобросовестные участники пользуются этим. Мы видим сейчас, когда и пятилитровые канистры с надписью «детская вода» находятся в реализации. Но лабораторные исследования показывают, что там никакой детской воды не содержится», — рассказала она, добавив, что для производства детской воды есть ряд повышенных требований.

Требование о маркировке минеральной воды в России действует с декабря прошлого года, а в марте эта мера затронула и все остальные виды питьевой воды. К подготовке детской воды предъявляются особые требования, за ее безопасностью установлен более жесткий контроль.

Табак

Глава Минфина Силуанов заявил о непрозрачных зонах на рынке табака вопреки маркировке

Рынок табачной продукции в России регулируется недостаточно — для обеления ему нужна система контроля, как на рынке алкоголя, считает глава Минфина. Действующая маркировка табака эффективнее, чем алкогольная ЕГАИС, считает ЦРПТ.

Для обеления табачной отрасли, в которой сохраняется еще много серых зон, необходима система полной прослеживаемости рынка по примеру той, которая действует для рынка алкоголя, заявил в интервью РБК глава Минфина Антон Силуанов.

Минфин, «как никто другой, заинтересован в наведении порядка» на табачном рынке, поскольку «это деньги для бюджета», отметил министр. «Оборот табака — сфера, где еще много непрозрачных зон, включая серый импорт из соседних стран. Акцизов на табак мы собираем в разы больше, чем акцизов на алкоголь, а возможностей контроля меньше», — посетовал Силуанов.

Система прослеживаемости, контроль за производством и перемещением продукции и ответственность за нарушения для табачной продукции должны быть такие же, как для спиртных напитков, где полную прослеживаемость обеспечивает Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), считает министр.

«В табаке все по-другому. Да и должной ответственности за нарушения нет. Марка есть, а толку нет», — констатировал Силуанов.

В табачной отрасли «действенные механизмы контроля» почти отсутствуют из-за того, что отрасль курируют несколько регуляторов (среди них Минсельхоз, Минздрав, МВД, Роспотребнадзор, ФНС и ФТС), а нормативно-правовое регулирование разрозненное, — это ведет к увеличению

Пиво

По данным РБК, рабочая группа при правительстве выступила за отмену обязательного требования по маркировке пивных напитков. Ранее союз пивоваров обратился к президенту, заявив, что обязательная маркировка пива «парализует» отрасль. Рабочая группа при правительственной комиссии по реализации «регуляторной гильотины» признала избыточным требование по маркировке пивных напитков, говорится в протоколе заседания от 19 августа.

Как следует из протокола, большинство голосовавших выступили за отмену обязательного требования по маркировке средствами идентификации пивоваренной продукции и напитков брожения (сидр, пуаре, медовуха). Небольшая часть участников проголосовала за перенос сроков требования введения маркировки.

Требование о начале маркировки содержится в перечне Министерства промышленности и торговли. Пересмотр обязательных требований, вступающих в срок с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2024 года, проводится по поручению куратора реформы контрольно-надзорной деятельности вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко.

Представитель Минпромторга уточнил, что обязательные требования по маркировке ведомством в перечень обязательных требований не включались и были представлены Аналитическим центром при правительстве. Он указал на то, что вынесение проектируемых норм на рассмотрение в рамках заседания рабочей группы противоречит поручению Григоренко, так как распоряжение правительства о внесении пива и напитков брожения в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, не содержит ни обязательных требований по маркировке пива средствами идентификации, ни сроков вступления в силу таких обязательных требований. Ведомство запросило у Аналитического центра обоснование включения проекта постановления в повестку заседания и принятия решения рабочей группой по алкогольной продукции.

Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) также сообщил, что в распоряжение правительства, где утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке, включено пиво, но без точного срока введения обязательной маркировки. «Он будет утвержден позже. В связи с этим вопрос маркировки пива не может быть объектом рассмотрения рабочей группы по регуляторной гильотине, так как на сегодняшний день не принято постановление правительства с утвержденными сроками введения такой маркировки», — рассказал собеседник РБК.

По материалам СМИ